Совместим приятное с полезным, секреты
Но существуют веские доводы, которые говорят ЗА чтение классической художественной литературы. Знакомство с русскими и зарубежными писателями не должно навсегда обрываться в старших классах средней школы.
Чем больше человек читает, тем активнее развивается его навык обрабатывать и осваивать полученную информацию. Особенно этому способствует тот факт, что язык и стиль построения предложений в классической прозе более сложный для восприятия, чем в современной.
Наш мозг невольно запоминает, как правильно пишутся те или иные слова, учится быстро понимать значение незнакомых терминов, опираясь на контекст, усваивает, как правильно выстраивать предложения. И классическая литература здесь выигрывает перед современной прозой. Её язык более насыщенный, он лишён слов-паразитов, в нём больше ярких художественных оборотов.
Одновременно расширяется словарный запас. Читая литературу XVIII-XIX века, можно узнать много слов, которые в современной разговорной речи уже не используются. За счёт этого повышается общий кругозор и уровень развития.
Такие беседы способствуют формированию взаимного доверия между родителем и ребенком. Чтение – отличная тема для беседы, гораздо более интересная, чем несделанная уборка в комнате или неудовлетворительная оценка. Разговор о литературе позволит найти точки соприкосновения, особенно если повесть или роман действительно «зацепили» ребенка.
Вторая причина плавно вытекает из первой. Школьникам нередко задают на дом объёмные сочинения по литературе. Почему бы не обсудить с ребенком прочитанное произведение? Пусть он расскажет свое мнение о нем, даст свою оценку происходящему в книге, порассуждает о судьбе и главных качествах персонажей. Это поможет ему сформулировать свои мысли и красиво изложить их на бумаге. Можно поделиться с ребенком своим видением сюжета, помочь ему посмотреть на книгу свежим взглядом. Маловероятно, что мысли взрослого и ребенка будут полностью совпадать. Скорее всего, из этого разговора каждый вынесет что-то полезное и принципиально новое.
Чтение не та вещь, которой получится заниматься на бегу, между делом. Если электронные сообщения или посты в социальных сетях можно пробегать одним глазом, сидя в общественном транспорте, то для изучения художественного романа нужно время.
Никто не умаляет важность заучивания правил русского языка, особенностей правописания безударных гласных и частицы «не» с глаголами. Но у людей, которые много времени посвящают спокойному, вдумчивому чтению, уровень грамотности повышается автоматически.
Когда взрослый человек заново перечитывает роман, пройденный в школе, – он видит его в новом свете. Действия главного героя вдруг выглядят совсем иначе. Это даёт огромную почву для размышлений и позволяет взглянуть на привычные вещи под другим углом.
Существуют исследования, доказывающие, что при чтении классической литературы мозговая активность повышается. Особенно это касается произведений, содержащих сложные художественные образы. Тренируется правое полушарие, отвечающее за пространственное мышление. Чтение популярной, легко воспринимающейся литературы такого эффекта не дает.
Когда человек читает слова, связанные с определением ароматов, например «цветочный», «свежий», «ванильный», – активизируются те участки мозга, которые отвечают за распознавание запаха. Активно тренируются нейронные связи. У тех людей, которые предпочитают романтические произведения, повышается эмоциональная чувствительность. Воображение становится более развитым. Человек невольно ассоциирует себя с героями книг, переносит их модель поведения в собственную жизнь, начинает мыслить нетипичным для себя образом. Таким образом повышается его креативность, способность выдавать нестандартные творческие идеи.
Средний возраст школьников 10-11 классов составляет 16-17 лет. У подростков ещё мало жизненного опыта, они многого не видели и не знают. Им только предстоит построить свою семью, пережить радость от рождения детей, разочарование в некоторых людях и любовные неудачи. Но именно в этот период их знакомят с творчеством серьезных писателей – Льва Толстого, Михаила Булгакова, Федора Достоевского, Михаила Лермонтова. После прочтения произведения школьники вместе с преподавателем его анализируют – рассуждают о внутреннем мире главных героев, мотивах их поступков. Но в силу своего небольшого возраста подростки не всегда понимают произведение так, как толкует его преподаватель. Какие-то вещи остаются недоступными для их понимания, кроме того, детям мешает их юношеский максимализм.
Наилучший вариант – чтение книги в бумажном варианте, а не на электронном носителе. Нагрузка на глаза будет не такой сильной, кроме того, потребуется тихая обстановка и максимальная концентрация внимания на сюжете. Чтение можно по праву считать одним из лучших способов отдыха и релаксации. Несмотря на то, что внимание сосредоточено на книге, голова отвлекается от насущных проблем – читатель полностью погружается в вымышленный мир.
Зачастую популярная современная литература не оставляет в памяти никакого следа – через несколько дней человек забывает, о чём была прочитанная им юмористическая повесть или статья в журнале. Сюжет классических произведений остается в памяти надолго и даёт обдумать поступки главных героев со всех сторон, каждый раз открывая в них что-то новое.
Классическая литература остается для многих людей всего лишь скучным списком из названий книг, которые нужно прочитать за лето. Русская классика не то чтиво, которое берут с собой отдыхающие на пляж или в поезд. Массовый потребитель предпочитает глянцевые журналы, любовные романы или детективы.
Источник: http://bildelar.ru